|
Март
4-го марта был выпущен сингл "Waterloo"/"Honey, Honey"
(обе песни были записаны на шведском) и сингл "Waterloo"/"Watch
Out" (обе песни на английском).
В этот же день был выпущен долгоиграющий альбом "Waterloo",
на котором были представлены обе версии одноименной песни. Альбом был,
безусловно, сильнее, чем "Ring Ring", хотя слабых моментов (по
словам Бьорна) хватало и на нем. Тем не менее, за четыре последующих недели
в одной лишь Швеции было продано 85 тысяч копий синглов и 125 тысяч копий
альбома.
На обложке альбома кроме членов группы был еще и Майк Ватсон, одетый под
Наполеона - он был самым низкорослым из их знакомых! Синглы неплохо расходились
почти везде, где были выпущены, а вот альбом раскупался за пределами Швеции
значительно хуже. АВВА тнряла с таким трудом заваеванные позиции. В середине
месяца было записано еще несколько песен для сольного альбома Фриды. Кроме
того, Агнета записала несколько подпевок для альбома Теда Гардештада,
продюсированием которого занимались Бенни с Бьрном почти весть март. Также
была записана версия "Waterloo" на немецком; слова написал Герд-Мюллер
Шванке.
Апрель
В начале апреля был выпущен сингл "Honey, Honey"/King Kong
Song". Наконец, 6-го апреля в Брайтоне состоялся финал Конкурса Песни
Евровидения.
Чтобы произвести на международное жюри неизгладимое впечатление, группа
подобрала себе бросающиеся в глаза наряды. Кроме того, музыканты придумали
дополнительную деталь, которую все вспоминают и сейчас, хотя прошло два
десятилетия: Свена-Улофа-Вельдоффа, дирижера оркестра, аккомпанировавшего
группе, удалось уговорить выйти на сцену в характерной наполеоновской
треуголке. Со всеми этими наворотами: отличной песней, яркими нарядами,
дирижером в треуголке и гитарой Бьорна, выполненной в форме звезды, -
они были готовы к покорению Европы, а затем - кто знает? - возможно, и
всего мира.
Стиг Андерссон действовал расчетливо: он позаботился о том, чтобы вся
Европа услышала конкурсную песню его группы еще до Евровидения, и используя
свои деловые связи, выпустил песню сразу в нескольких странах. Стиг -
человек обстоятельный и с большим опытом работы в музыкальном бизнесе.
У него есть четыре правила: которых он неизменно придерживается: "Всегда
работай на совесть, старайся делать все как можно лучше, никогда ни о
чем не забывай и не принимай жизнь слишком близко к сердцу".
В результате, прибыв в Англию, АВВА уже имела все шансы на победу. Правда,
Великобританию представляла Оливия Ньютон-Джон, и хотя она пела заурядную
песенку под названием "Long Live Love" ("Да здравствует
любовь"), популярность ее была уже настолько велика, что за день
до открытия конкурса ее уже считали победительницей. Интересно, однако,
что сами члены группы АВВА самым опасным конкурентом считали не Оливию.
"Больше всего мы опасались датского дуэта Mouth & MacNeal с песней
"I See A Star", но они оказались только третьими", - вспоминает
Бьорн, - "Они казались очень крутыми." Фрида поддерживает его:
"Я никак не думала, что мы победим". Тем не менее справедливость
все-таки восторжествовала, и АВВА одержала на конкурсе убедительнейшую
победу, положив тем самым начало своей всемирной славе.
Бьорн полон разнообразных воспоминаний об историческом дне: "Из гостиницы
мы ехали на концерт в автобусе, и я был вынужден стоять на полусогнутых
- мои брюки были настолько тесными, что сидеть я не мог. На этом, однако,
мои приключения не закончились...
Когда объявляют песню, завоевавшую гран-при, на сцену просят подняться
авторов. У сцены стоял такой здоровенный парень, который должен был следить
за подобными вещами. Бенни со Стигом он пропустил, а меня остановил: я
был все еще в своих страшно тесных брюках и сапогах на немыслимой подошве,
так что он решил, что я не понял, кого сейчас приглашают на сцену."
Но на сцену Бьорн все же поднялся - когда пригласили исполнителей. И он
не сомневался, что отныне мир стал иным.
"Мы впали в эйфорию; казалось, что мир у наших ног." Успех не
был совсем уж неожиданным, но все равно застал врасплох. "Мы видели,
конечно, как чествуют победителей, но оказаться самим в их шкуре... Быть
доставленными в Лондоне в "Роллс-Ройсе" прямиком в "Top
Of The Tops" - это была мечта, ставшая явью; раньше нам казалось,
что такое бывало только с Beatles и еще парой великих групп", - говорит
Бьорн.
Один Бенни сохранял относительную ясность ума среди бушующих вокруг них
волн восторга: "В эту ночь мы добились того, к чему шли в последние
несколько лет - заявили другим странам о существовании шведской группы,
исполняющей на английском песни собственного сочинения."
В ретроспективе видно, что АВВА явилась одним ин немногих ансамблей, которых
победа в Конкурсе Евровидения вывела на дорогу к мировой славе; многие
другие и до, и после них, вспыхнув на мгновение, исчезали во мраке неизвестности.
Даже тогда, когда "Waterloo" оказалась на первой строчке английских
чартов, многие предрекали, что этим все и кончится. "Один хит есть,
и хватит с них - так они думали", - смеется Бьорн, - "и только
мы сами знали, что пришли, чтобы остаться надолго, потому что верили в
себя и как в исполнителей, и как в сочинителей."
Немедленно последовавший успех выпущенной на фирме Atlantic Records в
Америке все той же "Waterloo" (она заняла шестое место в Billboard
Top-10), удивил всех, включая и самих музыкантов: ведь выпущенные там
до того синглы никто не замечал. Конечно, исключения все же бывали: например,
"Venus" голландской группы "Shocking Blue" в 1969
году стала хитом номер один в США (эта песня вновь стала "номером
один" в 1986, когда ее исполнила группа Bananarama). Но подобное
случалось чрезвычайно редко, и уж конечно, ни один швед до АВВА в Америке
никогда не попадал не то чтобы в Тор-10, но и в Тор-100!
"Нам сто раз объясняли, что американцам нравится совсем не то, что
всему остальному человечеству", - говорит Бьорн. - "Поэтому
группы, добившиеся там успеха, большую часть времени там и проводят. В
Америке надо перемещаться с места на место и предлагать свои записи всем
радиостанциям, когда в Европе достаточно появиться в одной программе -
но в каждой стране." Разъезжать по Америке никак не входило в планы
членов группы: у Агнеты с Бьорном совсем недавно родилась дочь.
Тем врменем в Британии была выпущена ремиксированная версия "Ring
Ring" (Стиг Андерссон пытался закрепить успех, и вмае песня была
практически переписана заново), но ей удалось достичь лишь весьма обескураживающего
32-го места. Интересно, что перезапись песни была сделана в Glen Studio
- студии, где АВВА впоследствии записывала практически все свои песни
до тех пор, пока не обзавелась собственной студией в 1978-м году.
Glen Studio была открыта в 1972-м году продюссером и аранжировщиком Бруно
Гленмарком и располагалась в огромном подвальном помещениив семейной резиденции
Гленмарков. Причина, по которой АВВА стала записываться в этой студии,
весьма тривиальна: Майкл Третов перешел туда из Metronome Studio, и АВВА,
естественно, последовала за ним. Впервые они перешагнули порог Glen Studio
8-го мая.
Если бы не Третов, то АВВА продолжала бы записываться в Metronome Studio,
которая им нравилась больше. "Glen Studio" практически никогда
не удавалось достичь такого звучания, как в "Metronome", - жалуется
Бенни, - "Например, "So Long" звучит в конце пости как
"хард-рок", хотя мы вовсе к этому не стремились. Срасните ее
со звучанием "When I Kissed The Teacher" - вот это действительно
то, что нужно!"
С 17-го по 20-е апреля АВВА находилась в Парижу с целью презентации альбома
"Waterloo". В один их этих дней была записана и французская
версия одноименной песни. Бенни с Бьорном при этом даже не присутствовали.
"После Евровидения все проходило на таких скоростях, что приходилось
четырежды позировать для фотографов, и давать по четыре интервью телевизионщикам
в один и тот же день", - вспоминает Бенни.
В конце мая планировалось слетать в Мадрид для записи испанской версии
"Waterloo", но этого не случилось.
Июнь
В середине апреля, почти сразу же после триумфа на Евровидении, было
объявлено, что запланированное летнее турне по Швеции отменяется, на что
поклонники группы отреагировали весьма бурно. К этому имелись объективные
предпосылки: связанные с поездкой в Англию и другие страны, занятость
Бенни и Бьорна как продюсеров и т.д. К тому же пора уже было сочинять
песни для нового альбома.
Тем не менее, большую часть июля они потратили на запись нового альбома
Hootenanny Singers. Это яркий пример того, что Бьорн и Бенни всегда думали
о себе в первую очередь, как о продюсерах и сонграйтерах, а не как о музыкантах.
Конечно, записи Hootenanny Singers все еще непохо расходились, но это
не шло ни в какое сравнение с музыкальной идустрией АВВА!
"Это был период полного хаоса, и сейчас я не мого понять, как мы
могли в столь критический момент заниматься посторонними проектами",
- удивляется Бенни. - "Единственное, что приходит в голову, так это
то, что мы, наверное, уже пообещали им свое содействие, и отступать теперь
было непорядочно. Ханси Шварц из Hootenanny Singers, помнится, любил шутить
по этому поводу, утверждая, что это - самый важный наш с Бьорном проект,
коль скоро вместо того, чтобы бомбардировать нашими песнями зарубежные
хит-парады, мы торчим в студии, помогая им записать альбом!"
В это же время Агнета приступила к записи своего пятого альбома, дебютировав
наконец и и качестве продюсера своих записей. Впервые за последние четыре
года большая часть материала была написана ей самой. На альбом, выпущенный
в декабре 1975-го, вошла шведская версия "S.O.S." - Агнета использовала
аббовскую фонограмму, заменив лишь вокальные партии. Она потратила немало
времени на сочинение новых песен, твердо намереваясь на этот раз добиться
большего успеха нежели с предыдущими альбомами.
На этот раз она не стала сама писать слова к песням, доверив это Боссу
Карлгрену. "Мои требования к себе как композитору, текстовику и певице
настолько возросли, что я решила, что будет лучше, если я отныне не буду
писать текстов к своим песням", - говорит Агнета. - "Просто
я была гораздо сильнее в двух других компонентах." Тем не менее,
она всегда сочиняла какие-то слова на английском, чтобы работающим с ней
текстовикам была ясна общая концепция той или иной песни.
Конечно, большую часть последних лет Агнета была занята в группе, но до
окнца 1975-го года оан была связана контрактом с фирмой грамзаиписи Cupol
Records, и время от времени та жаждала свежего материала от своей "аббовской
звезды". Тем не менее, "у меня всегда были отличные отношения
с Cupol", - говорит Агнета, - "а не так, что я принадлежу им
и баста! Мне кажется, они даже гордились, что "сдают меня в аренду"
фирме Polar, в отличие от Стига, которого раздражало, что я не связана
с его фирмой контрактом с самого начала!"
Август
Чтобы добиться специфического звучания гитары, при записи песни "So
Long", к которой АВВА приступила в конце августа, был использован
плавательный бассейн во дворе Бруно Гленмарка. "Специальных устройств
для получения различных специфических звуков тогда практически еще не
было, так что приходилось идти на всяческие ухищрения," - вспоминает
Майкл Третов. - "Из бассейна выпустили воду и запустили в него Янна
Шаффера с гитарой." Янн Шаффер отлично помнит и какой был грохот,
и какие вопли подняла теща Гленмарка!
Конечно, изобретательность Майкла и его стремление к различным экпериментам,
стали неотъемлимой частью стуктуры музыки группы. Ни одна идея не оставалась
неипробованной. Бенни даже помнит случай, когда они пытались записать
вокал внутри специального помещения, предназначенного, чтобы создавать
эхо, правда ничего хорошего из этого не получилось.
"Сегодня все совершенно подругому", - говорит Бенни. - "Тогда
Майклу приходилось постоянно экпериментировать, чтобы добиться нужного
результата, а теперь вам достаточно нажать кнопку, и нужный звук тут как
тут".
"Майкл был важной частью музыкального процесса", - подтверждает
Янн Шаффер. - "Бывало мы играли часами одну и ту же вещь, но это
никуда не вело; в конце концов уже начинало казаться, что ничего путного
не выйдет, и в этот момент Майкл врубал какой-нибудь хитрый звук, добавлял
эхо или что-нибудь в этом роде, и мы думали: вот это - то что доктор прописал!"
Примером служит песня "Man In The Middle": звучание гитары в
ней напоминает срежет стиральной доски, а голос, пропущенный через уже
тогда существовавший октавный сеператор, похож на жалобы испорченного
робота. "Бьорн и Бенни говорили: нет, это не пойдет, это звучит слишком
сумасшедше, но я убедил их оставить хотя был фразу "In the middle-middle"
после припева", - вспоминает Третов.
В конце августа группа приступила к записи песни "S.O.S.", имевшей
в ту пору рабочее название "Turn Me On". Слова и название придумал
Стиг Андерссон - позже Бьорн почти полностью переделал текст, но удачное
название, разумеется, осталось. Одной из причин, по которой Стиг постепенно
перестал сочинять слова к композициям Андерссона/Ульвейса, было то, что
Бьорн просто-напросто лучше владел английским. Как говорит сам Стиг "Английский
язык мне не родной, и с этим ничего не поделаешь".
Сентябрь
В сентябре АВВА продолжала записывать песни для своего следующего альбома,
однако не все их них на него попали. Были записаны такие вещи как "Hey
Hey Helen", характеризуя которую Бенни выразился предельно кратко:
"Напрасно мы ее выпустили"; "Rickky Rock'N'Roller"
- неудачная попытка сделать что-то в модном тогда стиле "глэм-рок";
и мелодичная "I've Been Waiting For You".
Давно прошло то время, когда Бенни с Бьорном могли себе позволить тратить
время на то, чтобы написать что-то специально для кого-то; а вот отдать
то, что самим не подходит, - это пожалуйста. В данном случае песня "Rikky
Rock'N'Roller" была отдана шведскому рок-певцу Джерри Вильямсу, который
выпустил ее синглом в 1975-и году.
В это же время были записаны "Bang-A-Boomerang", которая, -
что бы там не говорили, - первоначально вовсе не предназначалась для Svenne
& Lotta и "Terra Del Fuego" - одна из тех редких вещей,
одна из тех редких вещей, от которых участники АВВА отказались, уже достаточно
потрудившись и сделав пробные записи. "В конце концов, мы поняли,
что пора "убить" эту песню", - смеется Фрида, - "в
ней не было чувства, петь ее нам не нравилось, так что в итоге мы ее мирно
прикончили".
Что касается "I've Been Waiting For You", то это безусловно
одна из самых сильных вещей этого периода. Сохранилось множество записей
этой композиции. - Бенни все время что-то не устраивало и конечным результатом
он до сих пор не доволен: ему кажется, что она звучит как завывание. Тем
не менее Агнета великолепно спела свою партию, но песня была спрятана
на вторую сторону сингла. Ее можно назвать одной из величайших "забытых
песен группы. "Эта отличная баллада ничего не принесла нам в плане
карьеры", - жалуется Бьорн, - "Мне кажется она достойна лучшей
участи".
29-го сентября АВВА впервые отправилась делать себе promotion в Штатах.
В течение трех дней они показались в нескольких телепрограммах в том числе
и в шоу Майкла Дугласа.
Октябрь
Вернувшись из Америки 16-го октября АВВА приступила к записи двух вещей:
"Crazy World", которая увидела свет только в 1976-м году, и
инструментальной композиции "Intermezzo No.1", которая стала
"коронкой" Бенни во всех последующих выступлениях - обычно концерт
начинался с того ,что он один выскакивал на сцену и принимался за эту
вещь, а потом уже к нему присоединялись все остальные.
В записи этих песен впервые принимал участие Ласс Велландер, впоследствии
игравший на всех альбомах группы. Дело в том, что их основной гитарист
Янн Шаффер занимался и своей собственной музыкальной деятельностью и в
это время готовился к турне в США.
Хотя сочинение песен в команде Андерссон - Ульвэйс всегда было коллективным
процессом, бенни все же всегда больше вносил в музыку, тогда как Бьорн
отвечал за тексты. По словам последнего, и теперь в этом плане мало что
изменилось, - разве что их роли стали еще более популярными, и он зачастую
просто пишет слова на уже готовую музыку Бенни.
"Очень трудно оценить вклад каждого в сочинение песни", - говорит
об этом Бенни, - "В любом случае, решение, что оставить, а что изменить,
мы принимаем коллегиально, и к законченному результату приходим совместно.
В этом огромная разница: одному ли сочинять музыку или делать это вдвоем".
Интересно, что одним из первоначальных названий "Intermezzo No.1"
было "Bach-laten(The Bach Tune)", то есть "Мелодия Баха"
- это один из любимых композиторов Бенни.
В конце месяца была записана вторая их двух намечнных для исполнения Бьорном
песен для нового альбома "Rock Me". Первоначально песня называлась
"Baby", и петь ее должна была Агнета, но запись даже не была
доведена до конца. Это единственная более или менее удачная попытка выйти
за пределы поп-музыки, хотя Майкл Третов и считает, что: "у группы
не было ни единой настоящей удачи в русле рок-музыки, потому что у Бьорна
и Бенни просто сердце не лежало к этому".
Бенни, в принципе, согласен с ним, хотя и замечает: "Тем не менее,
иногда хочется попробовать силы и там, где ты не силен".
А вот Бьорн жалеет, что АВВА никогда серьезно не пробовала сил в этом
жанре: "Мы никогда не работали с таким материалом серьезно, зная,
что наше место в другом музыкальном "вагоне". Иногда нам назалось,
что из той или иной вещи должно получиться нечто симпатичное, но в конце
концов обычно хватало ума понять, что ничего интересного не выйдет".
Ноябрь
18-го ноября был выпущен сингл "So long"/"I've Been Waiting
For You", который даже не смог войти в Тор-40 в Британии, да и в
Швеции достиг непримечательной 7-й строчки, то есть был принят еще более
холодно, чем ремиксированная версия "Ring Ring", которая хотя
бы вошла в Тор-40 в Англии.
"Это была попытка сделать нечто в духе Sweet или Slade - самых "горячих"
английских команд этого времени. Лучше уж было бы выпустить в качестве
сингла "Rock Me", но мы боялись, что если петь будет Бьорн,
то людям трудно будет распознать песню как аббовскую", - так комментирует
это Бенни. Сам же Бьорн говорит так: "Бесполезно пытаться подражать
кому-то и выпускать песню в стиле, считающемся наиболее модным на данный
момент. Надо просто записать свою лучшую из имеющихся песен не обращая
внимание на то, к какому стилю она относится".
Как ни удивительно, в это время вдруг успешно стал подниматься в Штатах
альбом "Watetloo", уже находившийся в Тор-10, а песня "Honey
Honey" с этого альбома вошла в США в Тор-30. "Honey Honey"
стала также хитом в Англии, хотя и не в исполнении АВВА. Написанная Бенни
и Бьорном песня была записана в Великобритании дуэтом Sweet Dreams, став
их единственным хитом и войдя в Тор-10.
17-го ноября АВВА отправилась в свое первое европейское турне, имевшее
средний успех. Концерты прошли в Дании, Германии, Австрии и Швейцарии,
а в середине декабря АВВА вернулась домой, чтобы, немного отдохнув, в
наступающем 1975-м году с еще большим упорством ринуться покорять музыкальный
Олимп!
69 70
71 72
73 74
75 76
78 79
80 81
82 83
84 85
86 87
90-99
Следующий год
|